НА ФОРУМАХ
132
2
144
2
100
1

Второй Catalog: искусство ставит вопросы

Послесловие к событию

Текст: Галина Мумрикова

Молодая ярмарка современного искусства Catalog второй раз прошла в апреле в историческом здании Первой образцовой типографии на Пятницкой. Инициаторы и организаторы ярмарки – члены Ассоциации галерей (АГА) Алина Крюкова, Софья Троценко, Дмитрий Ханкин и Александр Шаров. С самого начала было объявлено новшество проекта – одинаковые условия участия и размеры стендов для галерей. А места для стендов распределяли по методу жеребьевки. Концепт Второго Catalogа работает по принципу: участники рынка для участников рынка.

1-Фрагмент-1.JPG

На ярмарке

Если на зимней ярмарке решено было представлять в основном новые имена, то на весенней галерее показали своих «звезд».

Вроде бы всё арт-сообщество и сами галеристы весьма лояльно отнеслись к выставке. Так, Елена Куприна-Ляхович (E.K.ArtBuro) сказала так: «Мы счастливы участвовать в ярмарке во второй раз. Считаю, что это замечательная инициатива. В своем роде уникальная, так как ярмарку организуют сами галеристы и, соответственно, не понаслышке знают нужды и потребности участников».

Итак, что же запомнилось? Пройдемся по галереям и художникам.

Fineart Gallery, Artstory, 11.12 Gallery, XL галерея

2-Валерий Кошляков Новый Арбат Холст, темпера 1997 Fineart Gallery.JPG

Валерий Кошляков Новый Арбат Холст темпера 1997 Fineart Gallery

2-Тимофей Смирнов Глаза дома Холст акрил карандаш 2019 Fineart Gallery.JPG

Тимофей Смирнов Глаза дома холст акрил карандаш 2019 Fineart Gallery

Ну, конечно, если есть в галерее работы Кошлякова, то… А что «то»? Да сама не знаю. Просто за его таким серым Новым Арбатом (галерея Fineart) углядела я будущие руины – не нынешние, нет. Потому что не должен был он – Новый Арбат – здесь появиться, такой вот серый, уходящий в никуда. Особенно на фоне такого жизнерадостного полотна «Глаза дома» Тимофея Смирнова – художника, который считает, что «искусство «ставит вопросы» — то есть побуждает зрителя к разговору, заставляет его думать» (поскольку он преподает, то, думаю, его студентам повезло).

4-Александр Кабин. Серые дни. Условная зона комфорта. 2024 Холст, смешанная техника 120х190 Art Story.JPG

Александр Кабин. Серые дни. Условная зона комфорта. 2024 Холст смешанная техника Art Story

А вот на интеллигентном стенде Artstory огромное новое полотно северодвинского художника Александра Кабина «Условная зона комфорта» снова поразило (как и прежние его работы на первой персональной выставке в Москве «Ветхое Вечное», о которой я писала) полным «считыванием» нынешнего скученного проживания, где реально так много условных линий, точек, мест, каких-то даже условных людей, да вообще всего.

5-Евгений Прохоренко Человек к человеку Фанера известь, проволока, акрил 2021.jpeg

Евгений Прохоренко Человек человеку Фанера известь проволока акрил 2021

Истории в картинках Евгения Прохоренко, который пишет под псевдонимом El Cartoon, видела вживую в Калининграде. Там он – фигура весьма заметная. Поднимая проблемы сохранения исторического наследия, он постоянно экспериментирует и обращается к самым разным материалам – фанере, проволоке, дереву, бетону, металлу.  

5а-Влад Локтев Ноги из-под винограда 2006 Прямая печать на алюминиевой композитной панели, лак 150х75 Тираж 6 из 10 Art Story.JPG

Влад Локтев ноги из-под винограда 2006 Пряма печать на алюминиевой композитной панели лак 150х75 Тираж 6 из 10 Art Story

Фотохудожник Влад Локтев считается родоначальником фэшн-фотографии. Наверное потому что начинал свою карьеру в доме Моды Зайцева. Сейчас он свободный художник, публиковался во всех глянцевых журналах, которые на слуху у публики. Снимал он и политиков, и бизнесменов, считая себя прежде всего арт-художником. Что ж, наверное, так оно и есть.

6-Ринат Волигамси Столб х_м 2023 11.12 Gallery .JPG

Ринат Волигамси Столб х/м 2023 11.12 Gallery

7-Айдан Салахова  Без названия 2023 бумага акварель XL галерея.JPG

Айдан Салахова без названия 2023 бумага акварель XL галерея

Узнаваемый Ринат Волигамси (галерея 11.12 Gallery) никогда, конечно, не откажется от своих закруглений и лабиринтов. Ну как можно из обыкновенного столба линии электропередач и всего навешанного на нем сделать такое вот полотно с привычным «холст/масло»? И как без ущерба погрузиться в миры Айдан Салаховой, чтобы не поддаться провокации, что этот «квартет» из листочков – акварель символов и образов, потому что сама Айдан уже стала символом эпохи без всякого эпатажа и, конечно же, Суриковский институт потерял очень много, потеряв мастерскую Айдан.

Askeri, Jart gallery, Культпроект, Art4

8а-Глеб Скубачевский Adamantem Холст акрил рама Askeri Gallery.JPG

Глеб Скубачевский Adamantem холст акрил рама Askeri Gallery

Увидев первый раз работы Олега Скубачевского, ученика, кстати, Айдан Салаховой, (галерея Askeri) я поразилась их необычности. Потом на «Да! Moscow!» посмотрела его миниатюры. Действительно тонкая и сложная техника на грани разных искусств. Всё так. И вдруг – резкое разочарование. Взглянув на его Adamantem, что по иронии означает «бриллиант», показался он мне тусклым, несмотря на яркость. Ненастоящим, неинтересным, холодным. Ринулась читать хвалебные оды в адрес художника. «Перлов» полно, типа: «…действуя в парадигме метамодернизма, Глеб Скубачевский ищет тонкий баланс между экспериментальной формой и материалом, между ясностью и двусмысленностью». У него уже есть имя – и имя работает на него. И тут нет никакой двусмысленности.  

9-Комар-и-Меламид-22Идеальный-лозунг22-шелкография Jart gallery.png

Комар-и-Меламид Идеальный-лозунг22 шелкография Jart Gallery

11-Сергей Шеховцов Балет 2019 Шелкография Jart gallery.JPG

Сергей Шеховцев Балет 2019 Шелкография Jart Gallery

10-Настя Миро Jart Gallery.JPG

Наст Миро Jart Gallery

Jart Gallery на московской арт-сцене сейчас одна из ведущих. В ее арсенале этакий микс «старичков» и концептуальной молодежи с самыми немыслимыми проектами. Так что в данном пространстве в Catalog органично вписались яркие представители постмодернизма Комар и Меламид, «Балет» Сергея Шеховцова и навевающие тоску почти фотографически-реалистические «пейзажи» Насти Миро.

12-Ланцев-3.JPG

Работа Алексея Ланцева

13-Ланцев-2.JPG  

Работа Алексея Ланцева

Удивил Алексей Ланцев (галерея «Культпроект). Вроде бы год назад я была на выставке его «Колористических дуэтов» и вдруг – на тебе! – абстракция цветовых пятен, новый творческий эксперимент. Совсем другой Ланцев! У него действительно просто-таки фантастическое чувство цвета и света.

15-Лиза Бобкова Арт4.JPG

Лиза Бобкова ART4

Музей современного искусства Игоря Маркина  ART4 показал экспозицию выпускницы кафедры художественного металла академии им. А. Л. Штиглица Лизы Бобковой. Она – резидент уже нескольких арт-резиденций во Франции, ОАЭ, а совсем недавно в Англии в Южном Кенсингтоне открылась новая галерея ART4, где была представлена ее же выставка  «Реставрация времени». Как столь хрупкая Лиза работает с металлом, занимаясь сваркой, травлением – вообще непостижимо.

Pogodina gallery, Крокин галерея, Myth gallery, Futuro gallery

16-Аркадий Насонов Больной шкаф Погодина.JPG

Аркадий Насонов Больной шкаф

17-Константин Латышев Pogodina gallery.JPG

Константин Латышев

Pogodina gallery показала аж 11 художников, среди которых наиболее интересные Константин Латышев, представитель поп-арта с его рекламной иронией и надписями-перевёртышами, а также не менее ироничный Аркадий Насонов.

18-Константин Батынков. Дон Кихот бумага акрил 2007 Крокин галерея.JPG

Константин Батынков Дон Кихот бумага акрил 2007 Крокин галерея

Постоянный резидент Крокин галереи Константин Батынков не может пожаловаться на отсутствие персональных выставок. Совсем недавно он участвовал в выставке «Образы Испании», которая проходила  в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Свой собственный стиль он называет «Веселый апокалипсис». Что-то в этом есть. Сначала его рисунки были только черно-белыми, потом он обратился и к цвету. Главное – всегда был неожиданным. И этот его «Дон Кихот» – какая-то феерия старого, вроде бы испанского, романтического, смешного, каким всегда и казался книжный Дон Кихот.

19-Александр Джикия Возврашение Тачанка Дул ветер Погоня 2009 Крокин галерея.JPG

Александр Джикия Возвращение Тачанка Дул ветер Погоня 2009 Крокин галерея

Многие рисунки Александра Джикии называют мифотворчеством. Они и вправду, как кинокадры – проскакивают перед зрителем в стремительном вихре непонятных образов, в которых смешиваются эпохи и годы, люди и колесницы, так что реальность почти не воспринимается. Как миф – тоже. В прошлом году в РАХ прошла его очередная персональная выставки с кажущимся сейчас слегка смешным названием «40 лет в строю». Впрочем, почему бы и нет.

20-Антон Чумак Ника Птерос сталь проволока Крокин галерея.JPG

Антон Чумак Ника Птерос сталь проволока Крокин галерея

У выпускника Академии им. А.Л.Штиглица по металлу питерского художника Антона Чумака тоже была персональная выставка в РАХ. На ней он показал свои архитектурные композиции из проволоки и металла. Сразу после окончания «Мухи» он беспрерывно что-то придумывал и организовывал – студии, фестивали, резиденции. Его жанр в принципе называется художественные проектирование. Здесь он показал свою «Нику Птерос». Вот интересно, как бы взглянул Калликрат, который построил храм Ники Бог знает сколько веков назад, на эту, проволочную композицию?

21-Ульяна Подкорытова галерея Миф.jpeg

Ульяна Подкорытова

А с мифами мы уже сроднились на всех уровнях и во всех их ипостасях. Вот Тамотка Ульяны Подкорытовой (галерея Myth) – это тоже своего рода миф. У нее почти все проекты рождаются на стыке фотографии, графики, видеоарта, ешё чего-то. Здесь Тамотка в лайтбоксе. Ульяна вместе с Тамоткой защищает идентичность в эпоху ее стирания, умирания, исчезновения. Идея превосходная. Только удастся ли Тамотке выжить среди монстров? Вряд ли.

22-Cергей Карев Русский транс 2 Холст, калька, акрил, пигмент 2023 Futuro gallery.jpeg

Сергей Карев Русский транс 2 Холст калька акрил пигмент 2023 Futuro gallery

Нижегородская галерея, которая в свое время мощно «выстрелила» на какой-то Cosmoscow, давно известная московской публике. И проектов уже реализовано великое множество. Сергей Карев, получивший аж три художественных образования, не раз представлял галерею на различных ярмарках. Здесь он показал работу из серии «Русский транс», в которой его собственная техника соприкасается с академической, но сюда еще примешиваются эпизоды старых холстов. Раньше Сергей любил показывать свои работы под музыку – их сильная чувственность действительно просит звуков.

Grabar, Elohovskiy, КЦ Артишок

24-Анна Быстрова Из серии Флора моего леса 2024 Бумага, акварель, тушь Grabar gallery.JPG

Анна Быстрова Из серии Флора моего леса 2024 Бумага акварель тушь Grabar gallery

Не могу толком объяснить, чем мне понравились акварели Анны Быстровой (Grabar gallery). Выпускница Суриковки, она вроде бы стремится к академической манере, хотя находят в ее работах нечто мистическое, абстрактное. Но – близкое к природе. Всё в них есть, это так. Вот только насчет мистики, ну не знаю.

25-Анастасия Аспарагус Вперед Масляная пастель, воздушный пластилин, граффити баллогчик, акрил, акриловые маркеры, лак для ногтей 2022 Elohovskiy.jpeg

Анастасия Аспарагус Вперед Масляная пастель воздушный пластилин граффити баллончик акрил акриловые маркеры лак для ногтей 2022 Elohovskiy Gallery

26-Ольга Аксёнова_Тотемы_Из_проекта_Племя_Уранди_23х14_см_керамика_глина_глазурь_2023_tilda27511806.jpeg

Ольга Аксенова Тотемы из проекта Племя _Уранди керамика глина глазурь 2023

Elohovskiy Gallery показала шесть художников, среди которых наиболее интересные Анастасия Аспарагус и Ольга Аксёнова. Анастасия чего только не использует в своей живописи, которая напоминает детский рисунок. Но что-то в нем есть. И, безусловно,  наводят на размышления тотемы Ольги Аксеновой из проекта «Племя Уранди». Тем более, что керамики на выставке было кот наплакал.

Культурный центр Артишок совсем молодая институция, созданная два года назад. Акцент – на продвижение молодежи. За это время Ольга Шмуклер, предприниматель и искусствовед, сумела привлечь очень перспективных художников, среди которых и  Алишер Кушаков.  

26-a- Алишер Кушаков Sofia # 2 х_м 2023.jpeg

Алишер Кушаков Sofia # 2 х/м 2023

Алишер Кушаков родом из города Джизак, что в Узбекистане. Учился он в в Саратовском художественном училище им. А.П.Боголюбова, а затем окончил еще и Британскую высшую школу дизайна (отделение графического дизайна).  Занимается и живописью, и графикой. Трудно даже сразу определить, чем так завораживают его в основном женские фигуры, написанные на холсте или МДФ. Чем? Они, эти женские тела, как будто появляются изнутри в  самых неожиданных позах, порой странно одетые. Их не рассматриваешь, а будто подсматриваешь за ними. Его полотна очень музыкальны, и, стоя рядом с ними, хочется слушать что-то спокойное, ненавязчивое.

Галерея K35, Object Gallery, Marina Gisich gallery

27-Евгения Войнар Званый ужин холст, уголь темпера масло 2024 галерея К35.JPG

Евгения Войнар Званый ужин холст уголь тмпера масло 2024 галерея К35

В работах Евгении Войнар очень чувствуется, что когда-то она училась в Институте современного искусства им. И.Бакштейна с их поисками вечности, поисками реальности, противостояния, борьбы. Тревожные работы – явно на любителя.

28-Погребняк Владимир. Вернисаж-2 Холст смешанная техника 165х240 2006 Art Object Gallery.JPG

Поребняк Владимир. вернисаж -2 Холст смешанная техника 2006 Object Gallery

Совсем другое восприятие – «Вернисаж» (Object Gallery). Автор – Владимир Погребняк, который учился в художественном училище, а затем в Институте искусств во Владивостоке. Его примитивизм особого толка. Такой ассоциативный, такой яркий, или, напротив, философский, ироничный, смешной. Одним словом – понимай как хочешь. В начале нулевых он нередко участвовал в групповых выставках в Японии, в Китае, Корее.

29-Ян Гинзбург. Из серии _Портфолио_ 2023 Смешанная техника Marina Gisich Gallery.JPG

Ян Гинзбург Из серии "Портфолио" 2023 Смешанная техника Marina Gisich Gallery

30-Ян Гинзбург Из серии _Портфолио_. .jpeg

Ян Гинзбург Из серии "Портфолио"

И, наконец, Ян Гинзбург (Гинзбург – псевдоним) – это художник, который, как считается, работает с памятью в искусстве. Окончил РГСУ, затем Британскую академию дизайна. Его всегда интересовали все течения столичного концептуализма, куда многие даже и не совались. Он такой своеобразный архивариус концептуальных художников и, чтобы понять его «Портфолио», например, разобраться в нем, надо иметь знания и приложить усилия. Без этого его исследование, выставленное напоказ, ничего не даст зрителю: он просто пройдет мимо. А, может, и не пройдет. Может, задержится. Во всяком случае у стенда галереи Марины Гисич вообще задерживались очень многие. Возникали дискуссии. Было интересно.

…Вообще все было интересно. С таким драйвом. С таким воодушевлением. Очередь желающих попасть на Catalog в первый же день выстроилась километровая. Немудрено. И – то ли еще будет.  


Здоровый свет